Варианты проведения графологической терапии (отрывок из книги "Графологическая терапия")

Графологическая терапия как особое направление психологической коррекции может применяться в нескольких различных вариантах:

1. Классическая графологическая терапия (или использование только методов графологической терапии):
- Представляет собой преимущественное использование приемов и методов работы с почерком, однако, это не исключает и тех приемов, которые приняты в практической психологии. Т.е. психолог, психотерапевт – это, прежде всего, «артисты разговорного жанра», а значит, одно из ведущих мест в таком варианте психотерапии будет все равно занимать метод беседы.

2. Интегративная графологическая терапия (применение методов и графологической и классической терапии):
- В таком случае методы графологической терапии применяются совместно с любыми другими методами классической терапии, которые соответствуют проблеме клиента и самому клиенту. Тогда у терапевта появляется возможность варьировать те приемы, методы, пути, которые он использует в своей работе. Более того, терапевт может в одних ситуациях использовать только работу с почерком, в других, например, только приемы гештальттерапии или трансактного анализа, а в-третьих – сочетание и тех и других методов. Благодаря этому у психолога не возникнет проблемы, что же делать дальше, как работать, почему не подходит этот метод. У него всегда будут варианты, как работать с любой проблемой и любым типом клиентов.

3. Использование некоторых приемов графологической диагностики и терапии в рамках классической психотерапии:
Предполагает периодическое использование графологических знаний в рамках психотерапии личности, как то: проведение диагностики на любом из этапов психотерапии, использование графологической терапии личности как систему домашних заданий (когда терапевт задает клиенту задание – в промежутках между сессиями следить, например, как изменяется почерк и т.п.), внедрение отдельных элементов анализа почерка и коррекции отдельных написаний.
Собственно говоря, данный вариант использования графологической терапии не является собственно графологической терапией, а скорее использованием ее методов в рамках других подходов и направлений.

4. Обучение графологической диагностике и психотерапии:
На первый взгляд, кажется, что это не является терапией. Да, терапией в чистом виде это не является. Однако любая учебная группа, в которой человек обучается основам знаний о почерке, а тем более, методам работы с почерком, методам и приемам коррекции личности через почерк, включает в себя и элемент психотерапии. Каждый участник такой группы, начинает «прорабатывать» свои собственные психологические особенности, использовать приемы графологической терапии на себе. Отсюда, кстати вытекает и следующий вариант графологической терапии.

5. Графологический самоанализ и аутотерапия:
Подразумевает работу человека над самим собой в рамках графологической терапии, т.е. человек сам выполняет роль и психолога и клиента. На первый взгляд аутотерапия кажется весьма простой, однако это совсем не так. И вот основные причины, почему:
1) Необходимо хорошо знать хотя бы одну систему графологической диагностики и владеть навыками создания психологического портрета личности (качественное владение психодиагностическими навыками).
2) Необходимо знать и владеть приемами и методами графологической терапии.
3) Необходимо уметь диссоциированно смотреть на самого себя, т.е. уметь непредвзято проанализировать свои психологические особенности, посмотреть на себя со стороны (глазами специалиста).
Первые две причины, наверно, покажутся легко исправимы, что далеко не так. Ведь кажется, что можно один (или несколько) раз прочитать нужные книги и ты – уже профессионал. Можно ли обучиться музыке читая ноты, но никогда не садясь за музыкальный инструмент? Так и здесь. Для того, чтобы владеть и уметь применять диагностику на практике нужно не только знать теорию, но и попробовать хоть раз на практике (на себе и на другом человеке). А еще очень важно, чтобы кто-то со стороны сказал, что хорошо получается, а что – нет. А это возможно только в учебной группе, когда кто-то, кто знает лучше объяснит, ответит на вопросы, заставит задуматься над тем, на что не обращалось внимание; когда кто-то, кто знает это также, укажет как ему кажется, что не так. Только в группе можно попробовать какой-то метод, увидеть себя со стороны, увидеть, как делают это другие, какие ошибки допускают и не допускать их самому. То же касается и терапии. А главное, в процессе обучения, каждый учащийся не только овладевает навыками, но и изменяется параллельно проходя ту же терапию. А благодаря этому возможно хоть частично решить третью проблему – возможность посмотреть на себя со стороны. Ведь мы, даже находясь наедине с самим собой часто боимся признаться себе во многих своих чертах, ошибках и т.п. Мы защищаем самих себя, пытаясь выставить себя в лучшем свете, а это совсем не поможет нам измениться. Мы просто будем закрывать глаза на очевидные вещи ,искать причины наших проблем в чем-то другом, и процесс аутотерапии будет неэффективным.
Именно поэтому, можно посоветовать использовать аутотерапию, только после пройденного курса обучения диагностике (в частности, графологии) и психотерапии (в частности, графологической), а еще лучше – после хотя бы нескольких сессий с психологом, который поможет вам более объективно посмотреть на собственные трудности и проблемы.

Назад На главную



Hosted by uCoz