|
Супервизия
|
Супервизия (индивидуальная и групповая) – метод подготовки и повышения квалификации психотерапевтов и психологических консультантов. Ее суть – опытный профессионал анализирует работу коллеги, дает оценку этой работе и формулирует рекомендации (из психологического словаря).
Супервизия буквально означает "надзор", или, в более мягком варианте — наставничество. В идеале супервизия — неотъемлемая часть подготовки психотерапевтов. Однако института супервизорства у нас в стране до сих пор нет, и супервизоров у нас не готовят. Поэтому, как правило, в роли супервизоров выступают психотерапевты-педагоги либо опытные психотерапевты. Супервизия важна для расширения профессионального уровня, профессиональных знаний и умений и просто для личностного роста психотерапевта.
Понятие супервизии ввели в обиход психоаналитики. Иногда это становилось взаимодействием двух опытных аналитиков, двух учителей, один говорил о теории, обучал каким-то знаниям, а второй работал как врач-психотерапевт, как аналитик с пациентом. А иногда эти роли объединялись, и на одних встречах это был разговор о психоанализе, о разных его концепциях, темах, вопросах, а на других кто-то из них двоих говорил о своих проблемах, то есть выступал в роли пациента.
Чуть позднее супервизия стала необходимой частью работы и для психотерапевтов, работающих в рамках других терапевтических подходов.
Супервизору все время приходится выбирать между двумя позициями. С одной стороны, супервизия — обучение, учебная ситуация. А с другой стороны — терапевтическая, потому что все время идет работа в личностном контексте, возникают какие-то личностные проблемы и одновременно соблазн не только увидеть эти проблемы, но и попытаться провести коррекцию, поработать над ними, чтобы они не мешали самому психотерапевту в его работе с пациентами. И тем не менее, крен все время должен быть в сторону учебной ситуации. Супервизия — это не терапия и не личный анализ, хотя, безусловно, способна выполнять и какие-то терапевтические, корректирующие функции.
Супервизия может быть как индивидуальной, так и групповой. В последнем случае член группы психотерапевтов выносит на обсуждение проблемы, которые он хочет решить в своей работе с клиентом.
В индивидуальном режими супервизия существует в различных вариантах. Это может быть подробный разбор полетов по записям. Такой разбор неминуемо предполгает и элементы личной работы супервизора и терапевта. Также это может быть и сеанс работы с трудным клиентом, на котором супервизор присутствует в качестве наблюдателя или даже в качестве котерапевта. После такого сеанса тоже необходим анализ действий терапевта и анализ причин, затрудняющих процесс.
(интервью В. А. Ташлыкова, доктора мед. наук, профессор кафедры психотерапии СПб МАПО, опубликованное на сайте http://kafedrapt.narod.ru/index.htm)
Ответа этот вопрос как нельз более элементарен: любой человек, и психотерапевт не исключение сидт в своем закрытом со всех сторон коконе, видит мир только из него, со своей стороны. Но далеко не всегда этот взгляд верен и незамутнен. Именно пэтому иногда необходимокак бы посмотртьна себя со стороны, услышать от своего коллеги то, как твоя работа смотрится со стороны, услышать анализ и замечания другого человека.
"То, что происходит с молодым психотерапевтом очень напоминает феномены, описанные в трех, независящих друг от друга, исследованиях сенсорной депривации. Терапевт не лишен света, звука или тактильных ощущений, как испытуемые в тех экспериментах. Но он находится в особой изоляции... В большей мере, чем родитель, начальник или чиновник, он лишен здоровых, как мы теперь говорим "экзистенциальных" отношений, которые направляют человека. Терапевт одинок. Он не получает тепла от пациентов; их чувства направлены на символ, который он представляет. Терапевт пребывает в изоляции большую часть рабочего дня. А свои собственные чувства вынужден контролировать, как сдерживает себя родитель в боксерском поединке с четырехлетним сыном. Он дозирует свое участие, чтобы оно было приемлемым для пациента, занятого своим переносом.
Существует две простые техники, помогающие терапевту достичь большого профессионализма. Самая простая — это игровая терапия с детьми. Когда человек сидит на полу и играет с пятилетними детьми, что-то происходит с его бредом величия, которым он заразился от своих взрослых пациентов. Дети избавляют его от навязчивой веры в слова и учат больше общаться через игру, символами в которой становятся игрушки, учат общаться при помощи телесного контакта. Терапевт учится невербальному общению, а неструктурированный характер игры высвобождает чувства. С пятилетним пациентом легче быть самим собой, его легче любить, и удовольствие от общения с ребенком затем нередко переносится на взрослых...
Терапевт получает возможность расти, когда сходит со своего пьедестала. Этому помогает групповая терапия. Несложно строить из себя какую-то священную персону в своем кабинете, сидя на своем кресле, но в группе статус терапевта гораздо более подвижен. Иногда о нем забывают, и члены группы сами, без него, помогают друг другу, или он как бы становится пациентом наравне с другими. Это еще один "прорыв", выход из символического одиночества" (Карл Витакер).
Положение о супервизии
Разделы
|