Структура волшебной сказки

Большинство сказок обладают единой структурой при разнообразии содержания. Анализируя сказки народов мира возникает ощущение, что можно создать общую структурную модель сказки. Подобную модель создал русский лингвист В.Я.Пропп. В поисках сказочных инвариантов он создал понятие функции. Функция - это поступок действующего лица, определяемый с точки зрения его значимости для хода действия.

Основные постулаты работы В.Я.Проппа:

а) Постоянными, устойчивыми элементами сказок служат функции действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются. Они образуют основные составные части сказок.

б) Число функций, известных волшебной сказке, ограничено.

в) Последовательность функций всегда одинакова.


Далее, он взял так называемые "волшебные» сказки и выделил из них 31 функцию действующих лиц:

Подготовительная часть:
1. Отлучка. Уезжают родители; царь идет на войну.
2. Запрет. "Не заходи только в десятую комнату".
3. Нарушение. «Побежала Аленушка на улицу, заигралась».
4. Выведывание. «Стала ведьма вызнавать...»
5. Выдача. "Но царевна все ж милее..."
6. Подвох. «Волк подражает голосу мамы-козы».
7. Пособничество. «Царевна ест предложенное старухой яблочко».
8. Вредительство или недостача. «Схватили гуси-лебеди Иванушку, заболел царь тяжелой болезнью».

Завязка:
9. Посредничество. "Иди, Марьюшка, братца искать..."
10. Начинающееся противодействие. "Позволь мне, царь, попытать счастья..."
11. Отправка. «Царевич отправился в путь».
Основная часть
12. Первая функция дарителя. «Стала Баба-Яга вопросы спрашивать».
13. Реакция героя. "Ты б меня сперва накормила..."
14. Получение волшебного средства. «Дал старичок Ивану коня; "Скажи: по щучьему велению..."»
15. Перемещение в иное царство. «Долго ли…, коротко ли...»
16. Борьба. «Стал Иван биться со Змеем».
17. Клеймение. «Расцарапал ему Змей всю шею».
18. Победа. «Завертелся Кощей и сгинул».
19. Начальная беда или недостача ликвидируется. «Вышла к Ивану из подземелья Царь-девица».
20. Возвращение. «Сели на ковер-самолет, полетели домой».
21. Погоня. «Бросились гуси-лебеди вдогонку».
22. Спасение. «Бросила она зеркальце, разлилось море».

На этом сказка может кончиться, но часто встречается дополнительный сюжет, в котором действует лжегерой (чаще всего брат или братья главного персонажа). Первая его часть новое вредительство - аналогична функциям 8-15:
8а. Лжегерой похищает добычу.
10а-11а. Герой снова отправляется на поиски.
12а-14а. Герой снова находит волшебное средство.

Далее при таком развитии появляются новые функции:
23. Неузнанное прибытие. «Приехал в родной город, но домой не
пошел, стал учеником портного».
24. Необоснованные притязания. «Генерал заявляет царю: "Я – змеев
победитель"».
25. Трудная задача. «Кто поднимет змеиную голову...»
26. Решение. «Подошел Иван, только тронул...»
27. Узнавание. «Показал он заветное колечко».
28. Обличение. «Рассказала все царевна, как было».
29. Трансфигурация. «Искупался Иван в молоке, вышел лучше
прежнего».
30. Наказание. «Посадили служанку в бочку...»
31. Свадьба, воцарение. «Получил Иван царевну и полцарства».


Не все функции присутствуют всегда, но число их ограничено, и порядок, в котором они выступают по ходу развития сказки, неизменен. Неизменным Пропп определил и набор ролей, то есть действующих лиц, обладающих своим кругом действий - имеющих одну или несколько функций. Этих ролей семь: отправитель, царевна, герой, лжегерой, помощник, даритель и антагонист. Универсальность и единство сказочных образов находит соответствие в понятии архетипов.


Назад На главную



Hosted by uCoz