Феномен сказки

Сказки - это удивительный жанр. Русский философ Ильин сказал, что сказка - это сон, приснившийся нации”. Действительно, в сновидениях иногда люди видят сюжеты, похожие на фрагменты сказок или на какие-то древние ри¬туалы. Исследователи фольклора считают, что знакомые нам с детства сюжеты волшебных сказок действительно имеют отношение к древнейшим обрядам и ритуалам.
А природа этих древних ритуалов связана с глубинными механизмами формирования символического поведения и образного мышления. Сказки, как и сновидения, в некотором смысле обращаются непосредственно к механизмам бессознательного. В этом их большая сила. И в то же время это выразительные, художественные тексты, которые доставляют при чтении эстетическое удовольствие. Сюжеты волшебных сказок странны с точки зрения рационального сознания.
Действие их происходит в особом пространстве - “в некотором царстве, в некотором государстве...” и закономерности их невозможны в привычном мире - в них животные разговаривают, Баба-Яга пытается съесть мальчика, героя можно сварить в котле - и после этого он остается жив... И это рассказывается как подлинная история, а не как сравнение или метафора... То есть существует мир, который функционирует по таким правилам. Отчасти это может быть понято как правила функционирования образных структур бессознательного, либо проявления архетипического плана, но такое объяснение всегда оказывается недостаточным и остается некоторая тайна...
То, что образы сказок обращаются одновременно к двум уровням - к уровню сознания и к уровню подсознательного, причем область бессознательного представлена в большей степени, требует интуитивного чувства формы или точного знания структуры сюжета сказки при использовании ее в психокоррекционной работе.
С помощью удачной метафоры можно быстро найти способ коррекции эмоционального состояния или подсказать содержательный выход из трудной ситуации.
Но при неблагоприятном стечении обстоятельств парадоксальное или противоречивое сочетание сознаваемых и неосознаваемых смыслов текста сказки может быть источником серьезной психической травмы или как минимум замешательства у клиента. Двойственная природа образов и сюжетов сказок (рациональная и архаическая, относящаяся к сфере действия мифологического сознания) требует определенных стратегий при выборе сюжета и способе использования этого сюжета. Работа со сказкой является очень тонким инструментом воздействия практического психолога, к которому необходимо относиться с особой осторожностью и бережностью, несмотря на кажущуюся простоту сказочных историй.


Все сказочные сюжеты можно разделить на несколько групп. Во-первых, стоит разделить сюжеты на традиционные, с древности бытующие в культуре разных народов, и авторские, то есть сочи¬ненные писателями “в стиле” древних фантастических сюжетов (к последней группе можно отнести и популярный жанр “фэнтази”).
Авторские сказки удобны для работы с ассоциативным материалом, но существенный недостаток их в том, что авторские сюжеты не¬сут на себе след личного психологического (невротического) конфликта автора. Поэтому использование метафор и образов из авторских сюжетов для помощи клиенту несколько рискованно - можно адресовать подсознанию незапланированное или деструктивное сообщение. (Например, в “Русалочке” отчетливо представлены страхи в сфере сексуальности: героиня испытывает мучительную боль в ногах, находясь рядом с любимым...).


Продолжая классификацию, народные сказки тоже необходимо разделить на несколько групп; такое разделение сюжетов может подсказать, какие из них наиболее удобны для перечисленных выше методов:
1. Бытовые сказки, сказки-басни, истории о жизни. Например, “Лиса и Журавль”.
2. Сказки-загадки, истории на сообразительность, истории о хит¬рецах.
3. Сказки-басни, поясняющие какую-либо ситуацию или моральную норму.
4. Притчи - истории о мудрых людях или о занимательных ситуациях.
5. Сказки о животных (иногда они оказываются в разделе басен).
6. Мифологические сюжеты, в том числе истории про героев.
7. Волшебные сказки (“Гуси-лебеди”, “Крошечка-Хаврошечка”, “Золушка”).

Волшебные сказки наиболее задевают воображение и остаются в памяти с детства на всю жизнь.
Именно в сюжетах “волшебных” сказок наиболее устойчиво сохраняются воспоминания о древних ритуалах и тайнах мира.
Наиболее удобны для проекций обыденного психологического материала басни, бытовые истории. Чем более иррациональный материал, то есть, чем ближе текст к волшебной сказке - тем более сложные связи устанавливаются между индивидуальным опытом и архетипическим (трансперсональным, общим для всех людей) опытом. Именно здесь начинает проявляться возможный конфликт между индивидуальным пониманием того, как нужно жить, и универсальным глубинным опытом. Глубинный опыт - опирающийся на ритуалы - относится к уровню мифологического сознания


Назад На главную



Hosted by uCoz