Проявления сценарных процессов в почерке

Впервые теория сценария была разработана Эриком Берном и его коллегами, особенно Клодом Стайнером. Берн в своих ранних работах определял сценарий как «бессознательный жизненный план». Затем дал более полное определение: сценарий – это «план жизни», который «составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе пути». Этот план составляется в форме драмы, имеющей чётко обозначенные начало, середину и конец. План жизни «достигает кульминации в избранной альтернативе». Составные части сценария, начиная с первой сцены, служат для того, чтобы привести сценарий к заключительной сцене. В теории сценария заключительная сцена получила название расплаты за сценарий. Теория говорит о том, что при проигрывании человеком сценария он бессознательно избирает поведения, которые приблизят его к расплате сценария.
Сценарий – это «план жизни, составленный в детстве», следовательно, ребёнок сам принимает решение о своём сценарии. На решение о выборе сценария оказывают влияние не только внешние факторы, но и воля ребёнка. Даже тогда, когда разные дети воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенно разные планы своей жизни. В этой связи Берн приводит случай с двумя братьями, которым мать сказала: «Вы оба попадёте в психушку». Впоследствии один из братьев стал хроническим психическим больным, а другой психиатром.
Сценарий лежит вне пределов осознания, поэтому во взрослой жизни человек ближе всего может подойти к воспоминаниям о детстве с помощью снов и фантазий. Проживая свои сценарные решения в поведении, человек, тем не менее, не осознаёт их.
При этом сценарии находят свое отражение и в почерке как продукте бессознательного. Почерк также имеет свое начало, середину и конец. Это можно понимать как буквально: начало и обучение письму, когда в самом начале, еще полностью сознательном, ребенок начинает проявлять основные элементы своего сценария, включать их в свой почерк, затем в почерке начинают бессознательно проявляться уже полностью все сценарные процессы, и затем, в позднем возрасте в почерке начинает фиксироваться сценарный конец (расплата за сценарий). Можно предположить, что в случае тяжелой болезни в почерке также может начать проявляться сценарный конец. Вообще любое «усыхание» почерка, потеря энергетичности свидетельствует о приближении сценарного конца, однако его характер и, что главное, возможные пути избежания сценарного конца будут проявляться в новых несвойственных ранее особенностях написания.
С другой стороны начало, середина и конец письма показывают специфику включения сценарных процессов по мере усталости человека, очевидно, что в спокойном бодром состоянии человек легче контролирует свое поведение, а значит и свои сценарные процессы (в том случае, если человек замечает за собой определенные склонности в поведении). По мере усталости человеку становится сложнее контролировать свое поведение (и почерк), а значит, здесь он покажет свои сценарные процессы в полной красе. Также начало документа будет говорить о том, с каким сценарным процессом человек приступает к выполнению деятельности, конец (если человек знает, когда закончится документ, а не когда пишет под диктовку неизвестный текст) - с каким завершает деятельность.
Изучая вопросы происхождения сценария, Стэн Вуллэмс выделил две важнейшие особенности формирования сценария:
1. Сценарные решения представляют собой наилучшую стратегию ребёнка с целью выживания в мире, который часто кажется ему враждебным и даже угрожающим его жизни.
2. Сценарные решения принимаются в соответствии с эмоциями ребёнка и его способом тестирования реальности.
Сценарии могут быть трех основных видов: сценарий победителя, сценарий побеждённого и сценарий не-победителя.
Победителем Берн называл «того, кто достигает поставленной перед собой цели». Роберт Гулдинг добавляет: «…и в результате этого преобразует жизнь». Под победой понимается также то, что поставленная цель достигается легко и свободно. Почерк победителя может быть весьма разнообразным. Тем не менее, в таком почерке не будет присутствовать ни «истерика» (он не склонен к срывам, он контролирует себя, четко следует к своей цели; хотя стрессам он подвержен иногда не меньше, чем другие люди), ни «гребенка» (он никогда не находится в покое, однообразность в жизни для него смерть), ни «накрутки» и «возвращение назад» (он живет «здесь и сейчас», там, где добился своей цели и поставил новую, никогда не возвращается к прошлому лишний раз, однажды сделав вывод из собственных ошибок). Даже излишняя трата энергии для него не характерна – ведь он ставит только достижимые цели и достигает их легко и спокойно. Интересен тот факт, что размер и нажим почерка не будут меняться к концу документа, что говорит о хорошей способности к самоорганизации. Человека со сценарием победителя с легкостью можно уподобить автономной системе, которая сама поддерживает собственный гомеостаз, при этом говоря в терминах синергетики, это открытая самоорганизующаяся система, т.е. получающая определенные стимулы из внешнего мира и отвечающая на них. Какие-либо сильные «выбросы» в таком почерке будут, скорее всего, отсутствовать, однако каждый почерк победителя будет отличаться своей особенностью, которая будет характеризовать привычный способ достижения цели. Например, если человек привык идти по головам и добивается своей цели, то в почерке проявятся конфликтность, критичность и т.п. Если человек склонен искать компромисс – возможен прямой наклон, «серый судья», округлости в написании. Победитель с истероидной акцентуацией, цель жизни которого игра и внимание, будет украшать свой почерк любыми способами и т.п. Поэтому, говоря о почерке победителя нужно опираться на то, чего в нем быть не может, а именно: «недоведение дел до конца», инфантильность, «гребенка», «накрутки», «истерика», «возвращение назад», «инсаровский хвост», частые переносы, «злопамятность», штриховка.
Побеждённый – это «человек, который не достигает поставленной цели». И опять дело заключается не только в достижении цели, но и в степени сопутствующего комфорта. Если, например, человек решил стать миллионером, стал им, но постоянно чувствует себя несчастным, то он побеждённый. Так, в почерке будут особенно ярко проявляться «накрутки», «возвращение назад», как постоянное возвращение и оценка своей жизни, прошлых поступков и т.п. Также человек со сценарием побежденного может в качестве защиты-оправдания использовать следующее поведение: обвинение других в собственных неудачах, ссылаться на злой рок, волю судьбы и т.п. Такой человек в почерке будет демонстрировать еще и «злопамятность», «ранимость», а часто и ярко выраженный «военный хвост». Возможно также, в случае обвинения самого себя в собственных неудачах, присутствие в почерке «третьего уха», как постоянный анализ информации, которая может пригодиться для достижения цели. При этом классикой будет «хвост мазохиста» – человек ставит заведомо недостижимую цель, не достигает ее и обвиняет во всем себя. А это является подтверждением его же собственного сценария – «Я-неудачник». При этом человек будет всячески отрицать, что он сам сделал все, чтобы подтвердить собственный сценарий и не добиться цели (хотя цель то на самом деле здесь – подтвердить сценарий).
Берн однозначно определил победителя и побеждённого в их отношении к достижению поставленной цели, т.к. он хотел подчеркнуть, что победителей нельзя просто приравнивать к тем, кто накапливает деньги и материальные ценности, а побеждёнными не обязательно являются люди, не имеющие материальных ценностей.
Человек, имеющий сценарий не-победителя, терпеливо несёт свою ношу, не много при этом выигрывая и не сильно проигрывая. Такой человек никогда не рискует. Поэтому такой сценарий называют еще банальным.
При этом почерк не-победителя будет характеризоваться отсутствием «выбросов», в его жизни, как и в почерке, все спокойно и ровно. Средний нажим, средний размер почерка, классический правый наклон и т.п. Однако это совсем не значит, что не будет ярких проблемных зон. Для не-победителей, например, особенно характерна потребность судить. Весь мир он будет делить не черное и белое, а сам при этом оставаться в стороне (скорее всего в почерке проявляться будет именно «голый судья»). Часто будет проявляться «инсаровский хвост», как осторожность, отсутствие желания рисковать, частое использование переносов (потребность в постоянстве, а значит в спокойствии). И, конечно же, классическим проявлением почерка не-победителя будет «гребенка» (аркадическое письмо). Здесь сразу интересным оказывается обратиться к статистике. Гребеночное письмо встречается у примерно 80 % испытуемых, а это практически автоматически означает, что и 80 % людей имеют сценарий не-победителя. И действительно, только около 10 % людей можно назвать интересными, выдающимися личностями (часть которых живет по сценарию победителя, а часть, однако по сценарию побежденного). Остальные 10 % также имеют сценарии либо побежденного, либо победителя, но не оцениваются как выдающиеся люди, однако они все равно интересны другим людям, больше как чудаки. Так, всегда интересен человек типа странствующего философа, который, по мнению общества ничего не добился, а сам для себя достиг своей цели и чувствует себя превосходно (победитель), или человек со светлой идеей, целью, с глубинной философией, но так и не добившийся ничего в жизни, или человек (побежденный). Остальные же 80 % людей со сценарием не-победителя, по словам Берна, не живут, а как бы проживают жизнь, и конечно не являются особенно интересными.
<…>
Графологический анализ позволяет точнее выявить наличие сценарных процессов. Так, не всегда психолог уверенно может сказать, что жесты, поза, слова клиента говорят именно об этом сценарном процессе. Почерк же может быть использован как вспомогательный инструмент для подтверждения наличия сценарного процесса или как самостоятельный метод диагностики.

Литература:
1. Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии. М., 2001.
2. Гулдинг Р., Гулдинг М. Основы трансактного анализа. – М., 1998
3. Джойнс В., Стюарт Я. Современный транзактный анализ. СПб., 1996.
4. Зуев-Инсаров Д.М. Почерк и характер, М., 1998.
5. Монгенштерн И.Ф. Психографология. СПб., 1994.
6. Мюриел Джеймс, Дороти Джонгвард Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями. – М., 1993.
7. Персональный сайт Д.А.Смыслова http://psy-grafology.narod.ru
8. Смыслов Д.А. Психологическая графология/ учеб.-метод. Материалы к курсу лекционных и практических занятий. – М., 2007
9. Смыслов Д.А. Психология телесности. Между душой и телом. Ред-сост. Зинченко В.П., Леви Т.С.. Почерк как средство экспресс-диагностики и психотерапии личности. М., 2005.
10. Ian Stewart, Vann Joines. TA Today (Part IV)
Lifespace Publishing. Nottingham and Chappel Hill, 1987
11. Goulding R. Goulding M. Injunctions, decisions, and redecisions // Transactional Analysis Journal. - 1976, Vol. 6, No 1. - P. 41-48.



Hosted by uCoz