Графологическое консультирование как новое направление практической психологии (отрывок)

В настоящее время графология считается одним из направлений диагностики личности посредством почерка. При этом диагностика личностных черт и особенностей по почерку является уникальным инструментом психолога, т.к., прежде всего, позволяет составить «портрет» личности за очень короткое время. Этого преимущества лишены тесты, которые, хоть и неверно считаются более надежным инструментом психологической диагностики, но тем не менее требуют больших затрат времени. В силу этого психологические тесты, которые обладают надежностью и валидностью (а не «журнальные» варианты), не могут применяться в практике психологического консультирования и психотерапии. Ведь очевидно, что человек приходит к психологу-консультанту и психотерапевту не для того, чтобы ответить на 566 вопросов MMPI и т.п., а чаще всего требует мгновенного решения собственной проблемы (что, конечно же невозможно) или хотя бы, чтобы получить возможность выговориться и поделиться своей проблемой с кем-то, кто может помочь. Однако, чтобы помочь человеку и сделать это профессионально, необходимо сначала диагностировать его основные проблемные (болевые) зоны. Здесь как раз и необходимо использование методов психологической диагностики личности. Можно, конечно, обойтись и без диагностики, но тогда процесс консультирования превратится из профессиональной психологической помощи в интуитивную «кухонную» терапию.
Таким образом в практике психологического консультирования и психотерапии особую роль приобретают методы экспресс-диагностики личности, одним из которых и является диагностика личности по почерку.
При этом графологический метод исследования личности может применяться не только (и не столько) на начальном этапе психологического консультирования для непосредственной постановки психологического диагноза, но и на всех других этапах консультационного процесса.
Рассмотрим этапы психологического консультирования и возможности использования диагностики по почерку на каждом из них.


1. Установление раппорта (формирование доверия)
Раппорт – это позитивное отношение и связь между людьми, устанавливаемые в близких отношениях, а также в процессе положительного взаимодействия консультанта и клиента. Это присоединение или совпадение с клиентом.
В широком смысле, раппорт – это межличностные взаимоотношения, основанные на общности чувств; доверительная атмосфера взаимодействия консультанта и клиента.
Доверие бывает двух видов:
- условное (как к специалисту): дипломы, рекомендация со стороны и т.п.,
- безусловное (как к человеку): его формирует сам консультант в процессе работы, для клиента такой вид доверия формируется бессознательно.
Безусловное доверие в консультационном процессе может быть сформировано посредством присоединения к клиенту. Такое присоединение бывает трех видов:
- невербальное присоединение (жесты, поза, мимика, голос (речь – интонация, скорость, громкость и т.п.)),
- вербальное присоединение (повторение за клиентом его текста, выражений, слов и т.п.),
- присоединение по ценностям (максимально возможное совпадение ценностно-смысловой сферы клиента и консультанта, разделение и понимание консультантом ценностей клиента).
На этапе установления раппорта очень важным оказывается использование диагностики по почерку. При этом удобнее, если у вас уже есть образец почерка клиента, который вы могли бы просмотреть заранее. Это можно осуществить при предварительной встречи, когда вы договариваетесь с клиентом о консультации, при которой можно попросить записать, к примеру, свои координаты. И уже по фамилии и имени, написанными клиентом, можно составить первичный портрет личности. Также, работая в психологическом центре, можно, предложить заполнять анкету (также основных данных о клиенте), которую можно потом использовать в качестве материала для диагностики. В любом случае существует множество других вариантов получения образца почерка, но если все-таки это оказывается невозможным, то можно установить раппорт с клиентом и без него.
<…>
При этом важно помнить, что раппорт необходимо поддерживать на протяжении всей сессии с клиентом, иначе работа будет непродуктивной.


2. Разбивка или раскачка первичного состояния.
Часто бывает, что клиент приходит на очередную встречу с психологом в состоянии, когда он просто не может начать говорить о собственной проблеме, когда эмоции хлещут через край и работа просто не может быть начата. В таком случае можно, к примеру, предложить клиенту написать что-либо, таким образом, переключив его со сферы эмоций в рациональный и телесный план. При этом важно дать клиенту четкую и достаточно сложную инструкцию, чтобы мозг был полностью занят анализом поступившей информации, а эмоции отошли на задний план.


3. Заключение контракта (сейтинг)
Данный этап включает в себя заключение двух контрактов: организационного, который включает в себя денежный контракт и специфику организации сессии (лучше заключать до сессии при предварительной встречи или по телефону), и психологического, который заключается в разделении ответственности между клиентом и консультантом. Так психолог будет всегда отвечать за процесс консультирования, а за результат (за получение, осознание, использование и т.п.) будет ответственен сам клиент. Если такой контракт не заключен, то в процессе работы клиент как минимум будет всегда требовать совета у психолога и того, чтобы за него все сделал психолог.
При этом, имея образец почерка клиента, можно заранее знать, как лучше выстроить с данным человеком систему взаимодействия. Например, если человек обладает эпилептоидным складом характера, то с ним гораздо выгоднее заключать детальный контракт, причем в письменном виде. Если человек имеет склонность к суицидальному поведению, то лучше в контракт (тоже письменный) внести договоренность о несовершении самоубийства на протяжении всего процесса работы с психологом. Звучит дико, но, к сожалению, психолог-консультант не застрахован от подобных случаев и с легкостью может быть обвинен по статье «доведение до самоубийства».

4. Этап перевода жалобы в проблему и проблемы в запрос.
Любой человек за редким исключением приходя к психологу точно не знает ни в чем проблема, ни тем более, чего именно он хочет. Правильнее сказать, что клиенту кажется, что он знает, но с тем, что он знает психолог работать не может. Клиент приходит и жалуется психологу на всех и все, а психологу необходимо понять, в чем же реальная проблема, и что с ней делать. Приведу для объяснения следующую таблицу структуры жалоб клиента (автором такого разделения является В.В.Столин, 1983).
<…>
При этом графологическую диагностику в данном случае можно использовать для:
- выбора той проблемы, с которой необходимо начать работать (какая проблема первична, более значима и т.п.),
- работы с множественным запросом (когда клиент хочет и то, и то, и то… - возможность предложить клиенту варианты),
- работы в случае, когда запрос исходит не от клиента (в случае мать-ребенок и т.п.) – возможность выявить проблемы того, кто является клиентом, и работать непосредственно с ними,
- работы с манипулятивными запросами для перевода их в конструктивные – зная основные болевые зоны клиента можно быстро прекратить «игру» клиента и вернуть его в русло рационального взаимодействия,
- работы с запросами с предельным обобщением для перевода их в конструктивные – зная основные болевые зоны клиента можно конкретизировать проблему и запрос клиента и начать работать.


5. Постановка цели и определение результата.
Данный этап хоть часто пропускается многими психологами в процессе работы, но является иногда более важным, чем сама работа по решению проблемы. Иногда проблема как бы решается сама собой, когда клиент точно определил конечную цель работы. Если же психолог работает не поставив цели и ограничившись только запросом, то работа будет малоэффективной и всегда (в сознании как психолога, так и клиента) как бы незаконченной. Т.е. не зная, куда идешь, не видя конечной точки, цели всей работы, никогда невозможно туда дойти и точно знать, что ты туда пришел.
Для постановки цели целесообразным является использовать составленную автором статьи схему (разработана на основе NLP, 2006). В ней приведены ячейки сбора информации и примерные вопросы к каждой из них. При этом важно собрать информацию по каждой из ячеек, что даст возможность и клиенту и консультанту четко осознавать, что нужно получить в результате работы. При этом саму цель (в схеме – Желаемое состояние) важно сформулировать:
- четко и максимально конкретно,
- в утвердительной форме,
- в позитивной лексике (не использовать частицы «не»).
<…>
Графологическая диагностика позволяет психологу проверить и предугадать содержимое практически всех ячеек сбора информации. Например, по почерку можно заранее предположить о причинах проблемы, к которым потом необходимо будет ненавязчиво подвести клиента. Что особенно важно, графологическая диагностика позволит практически наверняка определить вторичную выгоду клиента в данной конкретной ситуации, что не всегда легко определить при разговоре с клиентом. Определение вторичной выгоды является одним из важнейших элементов консультирования, т.к. не выявив вторичную выгоду (то, что хорошее для себя клиент получает от наличия у него данной проблемы) никакие изменения не будут устойчивыми. Т.е. необходимо определить вторичную выгоду (чему клиент будет активно сопротивляться) и найти другой способ ее получения, а затем уже искать решение проблемы. Именно графологический анализ позволит проще определить вторичную выгоду клиента, а соответственно, и быстрее подвести к ней самого клиента.


6. Выбор метода работы под проблему клиента и под самого клиента.
Данный этап на практике может занимать как от нескольких секунд (в процессе непосредственного общения с клиентом), так и до нескольких дней (когда одна сессия заканчивается постановкой цели и в перерыве между сессиями психолог определяет метод и путь работы).
Этап выбора метода работы включает в себя:
1) оценку проблемы клиента:
- тип проблемы (внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, недостаток навыка и т.п.),
- глубина проблемы (какие структуры психики затрагиваются, время возникновения проблемы, степень проработанности и т.п.).
2) оценку самого клиента:
- образование, пол, возраст, национальность, профессия и т.п. – это показывает, насколько развита интеллектуальная сфера, привычный для человека субъективный тезаурус, скорость психических процессов, длительность наличия проблемы, знакомство с методами психотерапии и т.п.
- личностные качества, психические особенности,
- модели поведения и типичные реакции клиента и т.п.
Очевидно, что подобную оценку можно (и что важнее, гораздо проще, быстрее и эффективнее) провести по почерку.
<…>
Исходя из всего вышеперечисленного выбирается непосредственный метод работы:
- графологическое консультирование – работа преимущественно через коррекцию почерка,
- графологическое консультирование и психотерапевтические методы (один определенный или группа методов),
- психотерапевтические методы (без графологического консультирования).
Наиболее удачным является интеграция как чисто психотерапевтических, так и графологических методов, при этом они могут быть использованы как в равной степени, так и на определенном этапе какой-либо из них будет занимать доминирующее положение.


7. Работа:
Далее следует этап непосредственной работы, который напрямую зависит от выбранного метода работы и от цели психологического консультирования. При этом если даже психолог не использует коррекцию через почерк, то психографологию можно использовать на всем протяжении работы как метод диагностики и закрепленности изменений (если изменения психического находят свое отражение в почерке, то глубина изменений достаточна). Также важно, что здесь графологию можно использовать в целях диагностики нежелательных изменений (побочных эффектов психотерапии). Так, если выбран неверный путь работы (а такое случается даже у опытных специалистов), то у человека может сработать механизм компенсации или любой другой защитный механизм, что тут же найдет свое отражение в почерке.
Еще раз скажу, что сама по себе коррекция через почерк должна сочетаться с другими методами, которые уже зависят индивидуально от каждого клиента, проблемы и самого психолога.


8. Заключительный этап. Проверка эффективности работы.
На заключительном этапе работы происходит проверка эффективности работы:
1. наличие желаемых изменений (достигли ли цели) – это можно провести с помощью графологической диагностики.
2. полезность изменений – всегда ли клиенту и другим людям будет полезно такое поведение, черта, способность клиента и т.п. – с помощью анализа почерка можно проверить, не появились ли какие-либо «побочные» изменения.
3. четкий план реализации полученного результата (когда клиент начнет использовать полученную модель поведения и т.п.) – особенно важно, если в почерке диагностируется инфантильность, недоведение дел до конца, лень и т.п.
Подводя итог нашей работы можно сказать, что на современном этапе развития психологического консультирования и психотерапии, когда отчетливо видна тенденция к интеграции различных методов и подходов, особенную роль приобретает и психографология, как один из возможных путей интеграции психодиагностики и психотерапии, создания единой системы (целостного пути) оказания психологической помощи, где переплетаются и диагностика и психотерапия, элементы которых присутствуют на любом этапе общения с клиентом. Также психографология может быть использована как одно из направлений психотерапии, которая позволяет изменить сложившиеся привычные модели, стереотипы психотерапии, сделать процесс изменений не столько более быстрым, сколько передать за него ответственность самому клиенту, который будет выполнять практически всю работу сам, а значит, будет более мотивированным и нацеленным на результат.
При этом графологическое консультирование как метод и направление психотерапии может быть использован либо отдельно, либо в совокупности с другими методами психотерапии. Здесь особенно остро встает вопрос об обучении практических психологов как навыкам диагностики, психокоррекции и психотерапии, так и психографологии. К сожалению, в настоящее время такой системы обучения не существует и мало кто из выпускников пусть и самых престижных вузов мало-мальски владеет хотя бы одним из этих направлений психологии. Поэтому необходима разработка не только системы графологического консультирования, но и система обучения основам диагностики, коррекции и графологии, что открывает новые горизонты и возможности в практической деятельности психолога.

Литература:
1. Бодалев А.А, Столин В.В. Общая психодиагностика, СПб., 2006.
2. Боденхамер Б., Холл М. NLP-практик: полный сертификационный курс. Учебник магии NLP, СПб., 2003
3. Зуев-Инсаров Д.М. Почерк и характер, М., 1998.
4. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия, СПб., 2006.
5. Монгенштерн И.Ф. Психографология. СПб., 1994.
6. Олдер Г., Хэзер Б. NLP: полное практическое руководство. Вводный курс, М., 2001.
7. Персональный сайт Д.А.Смыслова http://psy-grafology.narod.ru
8. Смыслов Д.А. Психологическая графология/ учеб.-метод. Материалы к курсу лекционных и практических занятий. – М., 2007



Hosted by uCoz