Графологическое консультирование: преимущества и недостатки метода.

В настоящее время активно развивается экспресс-диагностика личности, в частности, посредством анализа почерка. При этом методы экспресс-диагностики становятся особенно важны в деятельности практического психолога, консультанта и психотерапевта. Однако к используемым практиками-психологами методам чаще относились анализ невербальных проявлений человека, анализ его высказываний и т.п. Тем не менее, до настоящего момента практически не использовались возможности работы с почерком в процессе психологического консультирования и психотерапии.
Еще И.М.Сеченов отмечал, что всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (Физиология нервной системы, СПб., 1966). Письмо же есть «проекция нашего сознания в форме определенного рода фиксированных движений. В письме рефлекторно отражаются свойства психики человека» (Д.М.Зуев-Инсаров Почерк и характер, М., 1998). Таким образом, в почерке отражаются глубинные особенности личности, которые проявляются в независимости от желания пишущего, т.к. почерк формируется постепенно в процессе всей жизни человека и фиксируется в мозге. Известны опыты Н.А.Бернштейна, в которых испытуемым приходилось писать ногой, при этом почерк практически не менялся. Отсюда можно сделать вывод о том, что в почерке как продукции мозга отражается психическое как свойство мозга бессознательно и неподконтрольно человеку. Эта особенность почерка и является базовой для использования его в качестве диагностического инструмента.
То, что происходит в мозге, в психике, отражается и закрепляется в почерке, любое изменение психических структур приводит к изменению почерка. При этом этот процесс изменения - двусторонний, т.е. то, что меняется в почерке, отражается на психическом в целом (связь внешнего и внутреннего). Таким образом, воздействуя на личность через почерк, сознательно изменяя его можно проводить глубинную коррекцию личности (изменяются паттерны, которые записаны в мозге).
Однако очевидно, что почерк сам по себе меняется медленно и не может измениться за минуту, день и т.п. Поэтому и психологическая коррекция через изменение почерка будет занимать длительное время и требовать систематических занятий, но того же требует и любой другой вид психологической коррекции и психотерапии. Но работа с почерком позволяет свести к минимуму частые посещения психолога или психотерапевта и превращает процесс психотерапии в некое подобие «домашней работы». А обучив человека основам знаний о почерке, мы даем ему возможность при желании самостоятельно диагностировать свое состояние, свои личностные черты и проблемные зоны и корректировать их.
Таким образом, графологическое консультирование позволяет:
1. проводить глубинные изменения личности, вследствие изменения паттернов, записанных в мозге.
2. минимизировать непосредственную работу с психологом и превратить процесс психотерапии в «домашнюю работу».
3. дать человеку возможность самому анализировать собственное состояние и корректировать его.
4. более тщательно закреплять все личностные изменения (на физиологическом уровне – в мозге) и т.п.
При всех своих преимуществах графологическое консультирование имеет и существенные недостатки:
1. существуют возрастные ограничения использования метода – почерк становится отражением личности человека не в пяти-шестилетнем возрасте (когда ребенок начинает писать), а значительно позднее (примерно к подростковому возрасту), а сознательно изменять почерк, используя систематические занятия возможно только с позднего подросткового возраста (при этом не всегда), следовательно, и графологическое консультирование можно проводить начиная примерно с 14-15 лет.
2. существуют ограничения, связанные с личностными чертами – так например, если диагностируется значительная склонность лениться, то очевидно, что человек не в состоянии будет проявлять усидчивость для систематических занятий с почерком.
3. неразработанность графологии как научного метода – существует множество различных школ графологической диагностики, одни из которых не имеют научного и экспериментального обоснования, другие – хоть и опираются на достаточную экспериментальную базу, не связываются между собой, т.е. не существует единой системы интерпретации почерка.
4. проблема обучения психологов для работы с почерком – в настоящее время графология как метод научной психологии практически забыт, однако изначально он широко использовался в психиатрической практике, а теперь мало кто из специалистов-психиатров и психологов сможет по почерку определить психологическое состояние и характер человека – соответственно необходимо возобновлять практику обучения психологов азам диагностики и работы с почерком, а программы и системы обучения графологии сейчас не существует.
Если первые два недостатка вряд ли могут быть устранены, то проблемой разработки графологии как метода психологической диагностики и коррекции личности сейчас занимается группа московских психологов и психотерапевтов, включая и автора статьи.
Так автором статьи развивается проблема связи защитных механизмов личности и почерка, которая может служить единой базой диагностики и коррекции через почерк. Под психологическими защитными механизмами личности ("психологические защиты", "защитные механизмы психики", "защитные механизмы личности") обычно понимают систему приспособительных психологических механизмов, которые предохраняют личность от различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях. Это приспособительные процессы, свойства и качества, которые человек приобретает при своей социализации в целях ее успешного прохождения.
При этом, если рассматривать психологический механизм защиты как комплекс типичных внутренних психических и поведенческих реакций, которые в определенный момент времени становятся проблемной зоной личности, т.е. выражаясь словами Ф.Перлза, становятся неадаптивными, невротическими механизмами защиты, тогда графологическое консультирование можно свести к диагностике основных защитных механизмов личности и степени их адаптивности и непосредственной коррекции неадаптивных механизмов защиты.
Проблема соотношения психологических механизмов защиты и почерка объединяет воедино не только разные подходы к графологической диагностике и психотерапии, но саму психологическую диагностику и психокоррекцию. При этом, с одной стороны, на настоящем этапе эта проблема является совершенно не изученной, а с другой стороны, ее изучение необходимо для решения уже следующих практических задач:
1. экспресс-диагностика личности в целях выбора дальнейшего метода психотерапевтического воздействия, который будет наиболее эффективным с данным человеком, а также определение основной проблемной зоны клиента, которая будет являться отражением нарушения баланса и неадаптивным развитием защитных механизмов личности.
Это становится особенно важным, когда психологическая коррекция через почерк невозможна из-за наличия определенных личностных черт и т.п.
2. психологическая профилактика и предупреждение развития определенных «личностных» нарушений и проблем, так, при своевременной диагностике в почерке тенденции к развитию определенных невротических механизмов защиты можно предпринять определенные меры предупреждения их развития. Так, предупредить развитие проблемы гораздо легче, чем ее «устранить».
3. психологическая коррекция личности вследствие изменения неадаптивных механизмов защиты.
Исследование проблемы соотношения защитных механизмов личности и почерка позволяет собрать воедино как практическую диагностику, так и практику психологической коррекции и психотерапии, которые в настоящее время имеют тенденцию к расхождению и обособлению друг от друга. Хотя при этом практически каждый психотерапевт проводит свою психологическую диагностику (пусть специфическую для определенного направления психотерапии), так и любой диагност в процессе проведения психодиагностического исследования проводит некоторое психологическое консультирование клиента.
Подводя итог статьи можно сказать, что в настоящее время создается единая база и система интерпретации почерков с целью дальнейшего использования ее в рамках психологической коррекции и психотерапии личности, разрабатывается система графологической диагностики и графологического консультирования. Параллельно проводится серия успешных экспериментов по изменению через почерк личностных черт и моделей поведения. Можно говорить о том, что складывается новое направление психологической коррекции и психотерапии, которое может выступать как отдельным инструментом работы, так и использоваться в совокупности с другими методами и направлениями психотерапии.




Назад На главную



Hosted by uCoz