Графологическое консультирование как новое направление практической психологии и психотерапии.

В настоящее время активно развивается экспресс-диагностика личности, в частности, посредством анализа почерка. При этом методы экспресс-диагностики становятся особенно важны в деятельности практического психолога, консультанта и психотерапевта. Однако к используемым практиками-психологами методам чаще относились анализ невербальных проявлений человека, анализ его высказываний и т.п. Тем не менее, до настоящего момента практически не использовались возможности работы с почерком в процессе психологического консультирования и психотерапии.
Еще И.М.Сеченов отмечал, что всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (Физиология нервной системы, СПб., 1966). Письмо же есть «проекция нашего сознания в форме определенного рода фиксированных движений. В письме рефлекторно отражаются свойства психики человека» (Д.М.Зуев-Инсаров Почерк и характер, М., 1998). Таким образом, в почерке отражаются глубинные особенности личности, которые проявляются в независимости от желания пишущего, т.к. почерк формируется постепенно в процессе всей жизни человека и фиксируется в мозге. Известны опыты Н.А.Бернштейна, в которых испытуемым приходилось писать ногой, при этом почерк практически не менялся. Отсюда можно сделать вывод о том, что в почерке как продукции мозга отражается психическое как свойство мозга бессознательно и неподконтрольно человеку. Эта особенность почерка и является базовой для использования его в качестве диагностического инструмента.
То, что происходит в мозге, в психике, отражается и закрепляется в почерке, любое изменение психических структур приводит к изменению почерка. При этом этот процесс изменения - двусторонний, т.е. то, что меняется в почерке, отражается на психическом в целом (связь внешнего и внутреннего). Таким образом, воздействуя на личность через почерк, сознательно изменяя его можно проводить глубинную коррекцию личности (изменяются паттерны, которые записаны в мозге).
Однако очевидно, что почерк сам по себе меняется медленно и не может измениться за минуту, день и т.п. Поэтому и психологическая коррекция через изменение почерка будет занимать длительное время и требовать систематических занятий, но того же требует и любой другой вид психологической коррекции и психотерапии. При этом работа с почерком позволяет свести к минимуму частые посещения психолога или психотерапевта и превращает процесс психотерапии в некое подобие «домашней работы». А обучив человека основам знаний о почерке, мы даем ему возможность при желании самостоятельно диагностировать свое состояние, свои личностные черты и проблемные зоны и корректировать их.
При всех своих преимуществах графологическое консультирование имеет существенные недостатки:
1. существуют возрастные ограничения использования метода – почерк становится отражением личности человека не в пяти-шестилетнем возрасте (когда ребенок начинает писать), а значительно позднее (примерно к подростковому возрасту), а сознательно изменять почерк, используя систематические занятия возможно только с позднего подросткового возраста (при этом не всегда), следовательно, и графологическое консультирование можно проводить начиная примерно с 14-15 лет.
2. существуют ограничения, связанные с личностными чертами – так например, если диагностируется значительная склонность лениться, то очевидно, что человек не в состоянии будет проявлять усидчивость для систематических занятий с почерком.
3. неразработанность графологии как научного метода – существует множество различных школ графологической диагностики, одни из которых не имеют научного и экспериментального обоснования, другие – хоть и опираются на достаточную экспериментальную базу, не связываются между собой, т.е. не существует единой системы интерпретации почерка.
4. проблема обучения психологов для работы с почерком – в настоящее время графология как метод научной психологии практически забыт, однако изначально он широко использовался в психиатрической практике, а теперь мало кто из специалистов-психиатров и психологов сможет по почерку определить психологическое состояние и характер человека – соответственно необходимо возобновлять практику обучения психологов азам диагностики и работы с почерком, а программы и системы обучения графологии сейчас не существует.
Если первые два недостатка вряд ли могут быть устранены, то проблемой разработки графологии как метода психологической диагностики и коррекции личности сейчас занимается группа московских психологов и психотерапевтов, включая и автора статьи. В настоящее время создается единая база и система интерпретации почерков с целью дальнейшего использования ее в рамках психологической коррекции и психотерапии личности. Параллельно проводится серия успешных экспериментов по изменению через почерк личностных черт и моделей поведения. Можно говорить о том, что складывается новое направление психологической коррекции и психотерапии, которое может выступать как отдельным инструментом работы, так и использоваться в совокупности с другими методами и направлениями психотерапии.




Назад На главную



Hosted by uCoz