Психологические механизмы защиты личности и почерк

1. Понятие психологической защиты

Под психологическими защитными механизмами личности ("психологические защиты", "защитные механизмы психики", "защитные механизмы личности") обычно понимают систему приспособительных психологических механизмов, которые предохраняют личность от различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях. Это приспособительные процессы, свойства и качества, которые человек приобретает при своей социализации в целях ее успешного прохождения.
Термины "психологическая защита", "защитные механизмы" были введены в психологический тезаурус З. Фрейдом. Более полно концепция механизмов психологических защит представлена А. Фрейд, в частности в ее работе "Психология Я и защитные механизмы". Рассматривая психологические защиты как один из механизмов адаптации и интеграции личности, она полагала, что они есть бессознательные, приобретенные в процессе развития личности способы достижения Я компромисса между противодействующими силами Оно или Сверх-Я и внешней действительностью. Механизмы психологической защиты направлены на уменьшение тревоги, вызванной интрапсихическим конфликтом. А. Фрейд (вслед за своим отцом З. Фрейдом) считала, что защитный механизм основывается на двух типах реакций: 1. блокирование выражения импульсов в сознательном поведении; 2. искажение их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность заметно снизилась или отклонилась в сторону.
Впоследствии идея защитных механизмов была развита как в трудах психоаналитической направленности, так и в ряде других психологических направлений - экзистенциональной психологии, гуманистической психологии, гештальт-психологии.
В настоящее время нет четкого общепринятого определения психологических защит и их классификации, однако они широко применяются в практике (и в теории) психологии, психотерапии и психиатрии.
Для нас наиболее интересной в практическом плане является теория защитных механизмов личности (механизмов прерывания контакта) в традиции гештальт-терапии, т.к. сама гештальттерапия базируется на нескольких известных психологических школах и концепциях, среди которых:
1. психоанализ З.Фрейда (идея бессознательного, трехслойная структура личности, защитные механизмы личности);
2. гештальтпсихология (идея гештальта, как целостного восприятия действительности, понятие "фигура-фон");
3. телесно-ориентированная психология В.Райха (телесный симптом);
4. психодрама Я.Л.Морено.

2. Защитные механизмы личности в традиции гештальттерапии

Основные понятия гештальттерапии, необходимые для объяснения защитных механизмов личности:
1 . Граница-контакт - граница между организмом и внешней средой, функции которой являются: отделение от внешней среды; связь или коммуникация с внешней средой.
Цикл контакта - схема для описания контакта человека с окружающей средой. Контакт включает в себя:
- восприятие новизны,
- оценка ее привлекательности или нежелательности в данный момент,
- действие, направленное на творческое приспособление к ней: на ее ассимиляцию, если она желательна, или ликвидацию, если она нежелательна, вредна или является излишней.
В цикле контакте выделяют следующие последовательные стадии, которые неизбежно сменяют друг друга:
1 – стадия преконтакта – формирование потребности, фокусировка фигуры – «Я чего-то хочу, но еще не понимаю, чего»;
2 – выделение фигуры – осознание потребности;
3 – сканирование поля – где найти способ удовлетворения потребности, варианты;
4 – фаза выбора – предмет удовлетворения потребности;
5 – вступление в контакт – удовлетворение потребности;
6 – фаза ассимиляции опыта – осознание, удовлетворена ли потребность;
7 – начало нового цикла контакта.
Весь цикл контакта – это процесс получения энергии. При этом в конце цикла контакта может не быть получения энергии по следующим причинам:
- удовлетворена не своя потребность,
- удовлетворена не та потребность или не так,
- потребность не удовлетворена,
- цикл контакта прерван.
При этом основным механизмом прерывания цикла контакта являются защитные механизмы личности, но об этом чуть позже.
Существует два вида контакта с окружающей средой:
- пассивная адаптация (стереотипизация),
- творческое приспособление.
2. Уровни развития невроза или аутентичного (подлинного) состояния (самоактуализация):
- Уровень фальшивых отношений, игр и ролей - невротическая личность отказывается от реализации собственного "Я", живет согласно ожиданиям других людей, его цели и потребности оказываются неудовлетворенными, испытывает фрустрацию, чувствует быссмысленность сушествования. Такой человек стремится быть кем-то другим, похожим на кого-то.
- Фобический уровень - осознание фальшивых отношений, чувство страха, когда начинает представлять последствия аутентичности, боится социальных реакций ("А что обо мне подумают").
- Тупик - человек не знает, что делать дальше, куда двигаться, переживает утрату поддержки извне, но еще не готов или не хочет использовать свои собственные ресурсы обретения внутренней точки опоры.
- Имплозия - смятение, отчаяние и отвращение к самому себе, обусловленное полным осознаванием того, как человек себя ограничивал и подавлял; может испытывать страх смерти; вовлекается огромное количество энергии и сил, которые ведут борьбу между собой, человеку кажется, что эта борьба полностью захлестнет его.
- Эксплозия (взрыв) - полное переживание собственных чувств. Выделяют четыре типа эксплозии: скорбь, гнев, радость, оргазм.
Если человек проходит только первые четыре стадии, то это путь к неврозу, если же все пять - самоактуализация, аутентичность.
3. Зоны осознавания:
- внутренняя (тело, внутренние ощущения, чувства)
- средняя - зона фантазии (мысли, убеждения, идеи, образы, воспоминания)
- внешняя - находится на границе/контакте с внешней средой (вижу, слышу и т.п.).
При этом часто оказывается, что человек существует только в одной зоне, «забывая» про другие. Так, чаще всего жители мегаполисов концентрируются на средней зоне и полностью забывают про внутреннюю зону, а внешняя зона достаточно сильно искажена. При этом, подобная особенность будет провоцировать развитие невротических проявлений, снижению эмпатичности и рефлексивности (т.к. рефлексия подразумевает не только рациональное оценивание себя, но и прежде всего осознание своих чувств и собственного состояния, а это уже внутренняя зона осознавания).
Таким образом, важно, у человека все три зоны находились в сбалансированном состоянии, чтобы он легко мог переходить из одной зоны осознавания в другую. Этому прежде всего и должен обучаться человек перед началом психотерапевтической работы (хотя само обучение может способствовать глубинному изменению личности и решению ее проблем).
4. Self - специфика поведения человека, это непрерывный процесс творческого приспособления человека к своей внутренней среде и к окружающему миру. Посредством Self человак представлен на границе/контакт.
Функции Self :
- Ид (Оно) - внутренние импульсы, потребности и побуждения; находятся преимущественно в теле (мимика, дыхание и т.п.); до конца реализована быть не может, однако она позволяет определить, в чем человек нуждается. Когда действует функция Ид человек не чувствует себя ответственным за то ,что происходит.
- Personality (Личность) - совокупность представлений человека о самом себе, основанных на интеграции его опыта, ассимиляции его личной истории; связана со статусом личности и социальными ролями и является наиболее стабильной (устойчивой). Функция Personality позволяет принять ответственность за собственную жизнь, за то, что происходит с самим человеком.
- Эго (Я) - обеспечивает непосредственный контакт с действительностью, динамична. С помощью функции Эго человек совершает выбор, это функция сознательного согласия или отказа, когда человек сам ответственно расширяет или ограничивает контакт с окружающей средой, исходя из осознания собственных потребностей.

Теперь перейдем к описанию непосредственно защитных механизмов личности (или, как было сказано, механизмам прерывания контакта).
По мнению гештальттерапевтов, любой защитный механизм проходит несколько стадий развития:
1. адаптивная - любой защитный механизм возникает в целях лучшего приспособления, адаптации к среде, таким образом любой механизм защиты является (или когда-то являлся) для человека необходимым и целесообразным;
2. невротическая - защитный механизм перестает быть адаптивным вследствие изменения внешних условий и "закостенелости" самого защитного механизма, вследствие этого механизм защиты становится механизмом нарушения саморегуляции, т.е. именно на данной стадии возможно проведение коррекционного воздействия в целях восстановления целостности трех функций Self и границы/контакт;
3. психотерапевтическая - проявления защитного механизма личности в ситуации психотерапевтического воздействия или как средство диагностики (например, проекция).

Рассмотрим различные защитные механизмы личности в порядке их возникновения в процессе онтогенеза человека и соотнесем их с отдельными параметрами почерка (система Д.А.Смыслова):
1. Конфлуэнция или слияние - уменьшение активности собственной личности, исчезновение границы-контакт между клиентом и окружающей его средой. Данный механизм возникает у ребенка и его матери как необходимый элемент адаптации и физического выживания ребенка. Ребенок без защиты и заботы матери не в состоянии выжить во внешней среде и таким образом его существование определяется тотальным слиянием с его матерью, которая является гарантией его существования. Мать находится в здоровом слиянии (конфлуэнции) со своим младенцем, но ребёнок двенадцати лет (и старше), неспособный к самостоятельному, не зависящему от матери поведению, находится в состоянии патологической конфлуэнции с матерью. Также данный механизм защиты наблюдается у очень близких людей, которые "не мыслят жизни друг без друга", понимают другого без слов, тонко чувствуют настроение и внутреннее состояние партнера.
Конфлуэнция бывает двух видов:
- Конфлуэнция первого рода - слияние со своими чувствами и переживаниями. Она проявляется в случае, когда человек не может понять, что он чувствует.
- Конфлуэнция второго рода - слияние с партнером, когда другой человек воспринимается как часть собственной личности и когда происходит разрыв, расставание с партнером, человек чувствует, как будто у него отрезали часть его тела ("как руку отрезали").
Диагностическими показателями конфлуэнции второго рода являются: чувство обиды; в речи - употребление слов "мы", "наши" и т.п., фраз "он должен знать, что я чувствую", "разве он не понимает" и т.п.
В почерке данный механизм может проявляться в виде гребенчатого письма, детское написание ряда букв, возвращение назад.
2. Интроекция - защитный механизм личности, который проявляется в том, что мысли или принципы других людей "заглатываются целиком", без самостоятельного "пережевывания" и усвоения, без собственной переработки этих мыслей, принципов, высказываний других людей. Данный защитный механизм появляется в раннем детстве и связан с процессами воспитания и обучения. Так он обеспечивает социализацию личности. Вся система обучения (начиная от изучения алфавита) строится на данном механизме. Человек априорно принимает определенные постулаты, правила, нормы, знания, которые не проверяются им на практике. Перлз сравнивал такие убеждения (интроекты) с непережеванной пищей, которая накапливаясь вызывает рвотный рефлекс. Поэтому на своих сессиях он заставлял пациентов вызывать рвотный рефлекс. Считая, что таким образом человек будет освобождаться от части интроектов.
При этом, если человек проверил интроект на собственном опыте, то он становится уже убеждением, которое также может мешать личности, но уже не будет являться защитным механизмом личности, т.е. бессознательным элементом психики.
Данный механизм проявляется в долженствованиях типа "должен", "надо", "всегда нужно", "так правильно", "не могу" и т.е., в предельных обобщениях ("все мужчины ..", "все женщины .."), в моральных оценках ("стыдно"...)
В почерке интроекция будет проявляться в следующих параметрах: поля никогда не нарушаются, возможно оставление полей с двух сторон листа, отягощенный нижний регистр, множество заимствованных написаний отдельных букв, возможно детское написание, четкость, понятность и «излишняя» простота почерка.
3. Проекция - классическая форма защиты, состоящая в приписывании другому или другим людям своих собственных ощущений, эмоций, мыслей, проблем и т.д. (традиция З.Фрейда). При этом в отличие от психоанализа в гештальттерапии проекция может происходить не только на других людей, но и на предметы и даже части тела. Так например, человек говорит, что не пришел на работу, т.к. у него болит голова (т.е. происходит передача ответственности за собственное поведение части тела), или "я это сказал, потому что меня прямо злость разобрала" (передача ответственности собственному чувству - "оно само возникло, оно плохое, я хороший").
При этом существуют следующие виды проекции: 1) зеркальная - когда человек приписывает другим людям некоторые качества, мысли, чувства, которыми он обладает или хотел бы обладать; 2) катарсиса - когда человек приписывает другим людям некоторые качества, мысли, чувства, которые он не хочет признавать в себе; 3) дополнительная - когда человек приписывает другим людям некоторые качества, мысли, чувства, посредством которых он может оправдать свои собственные, особенно из числа тех, которые он признавать не хочет.
При этом изначально проекция возникает как вспомогательный механизм познания мира, именно механизм проекции лежит в основе узнавания, классификации, т.е. позволяет на базе имеющихся знаний познавать мир.
Индикаторами проекции являются: в речи обороты и частое использование фраз "он", "они", "все другие", речь обеднена Я-высказываниями, суждения о том, что другой думает, чувствует и т.п., предсказание поведения других и т.д.
В почерке проекция будет проявляться в потребности судить, причем «судья» будет постоянно меняться, «военный хвост», штриховка, возможны накрутки.
4. Ретрофлексия - разворот психической энергии на себя, граница-контакт "на замке", т.е. то, что адресовано другим, человек поворачивает на себя.
Виды: 1) зеркальная - то, что хотел бы получить от других (девиз "самодостаточность"); 2) катарсиса - то, что хотел бы сделать другим (классическим проявлением данного вида ретрофлексии является аутоагрессия).
При этом ретрофлексия возникает как адаптивный механизм, который "обучает" человека что-то "удерживать в себе" по законам общества в целях приспособления и адаптации человека в среде.
Невротическая форма ретрофлексии по Перлзу - разделение человека на две части: "собака сверху" и "собака снизу".
Диагностическими параметрами ретрофлексии являются: выражения типа "хочу, но не могу", психосоматика, неудобные позы, мышечные зажимы, монотонная маломодулируемая речь, чувство вины (иррациональное), внутренний критик, в речи наличие возвратных частиц "каюсь", "винись" и т.п.
В почерке ретрофлексия будет проявляться в: «хвост мазохиста», накрутках, почерк будет скорее мелкий или средний, повышенная ранимость, «третье ушко», штриховка и перечеркивания.

Как правило, существует определенная сцепка защитных механизмов, т.е. при «исчезновении» одного защитного механизма резко проявляется другой (парный) защитный механизм. При этом наиболее предпочтительным является наличие всех защитных механизмов личности, т.к. это является показателем развития адаптивных способностей человека, возможности использовать им различные особенности поведения.
Обычно перечисленные защитные механизмы сочетаются так:
проекция-интроекция, слияние-ретрофлексия.
Перечисленные выше защитные механизмы являются основными, далее мы перечислим дополнительные защитные механизмы, которые не являются характерными особенностями личности любого человека, и не являются такими же адаптивными, как основные.
5. Дефлексия (предложена Польстерами) - состоит в уклонении от контакта и перенесении переживаний в промежуточную зону умственных процессов (мысли, фантазии или мечтания), т.е. в зону не связанную ни с внешней реальностью, ни с реальностью внутреннего мира. Речь также идет о бегстве от "здесь и теперь": в воспоминания, проекты, абстрактные рассуждения и т.д., что Перлз считал "интеллектуальной мастурбацией" ("mind fucking") или "чушью собачьей" ("bullshit").
Почерк будет характеризоваться наличием своей кодовой системы, обилием «лишних» элементов, бантиков, возможны «хвост дипломата», «третье ушко».
6. Профлексия - (термин, предложенный Сильвией Крокер) - смешанная форма защиты, соединяющая в себе проекцию и ретрофлексию. Возникает, когда клиент делает другому то, что он хотел бы получить для себя.
В почерке, соответсвенно, будут присутсвовать параметры, характерные как для проекции, так и для ретрофлексии, при этом «судья» в данном случае будет «белым».
7. Эготизм - (описана Гудманом) - искусственная гипертрофия ego-функции, ведущая к усилению нарциссизма и принятию личной ответственности, способствующая развитию автономии. Для такого человека характерно ощущение полной самодостаточности (крайнее проявление ретрофлексии), холодность и отстраненность.
Индикаторы: консерватизм, боязнь всего неожиданного, спонтанного, боязнь сближения, страх прикосновений, "уход в теорию" по поводу своих переживаний, в психотерапии склонность дирижировать своим сеансом, преувеличенная независимость.
Могут присутствовать следующие параметры почерка: закрытый нижний регистр, гребенка, одинаковое расстояние между словами, обилие переносов на странице, резкость написания, вероятно, левый наклон, злопамятность и ранимость.
8. Девалидизация - обесценивание. Возникает, когда человек не хочет брать на себя ответственность за неудачи и таким образом не признает и собственные успехи (запрет быть успешным), тем самым полностью снимая с себя ответственность и обесценивая себя.
Индикаторы: обесценивающие суждения, игнорирование очевидных событий или отчуждение своего вклада в результат, забывание очевидно значимых переживаний, событий, вышучивание и самоирония.
Наиболее яркой характеристикой почерка будет «хвост мазохиста», штриховка.

Подводя итог нашей работы можно говорить о том, что проблема соотношения защитных механизмов личности и почерка является, с одной стороны, на настоящем этапе совершенно не изученной, а с другой стороны, ее изучение необходимо для решения следующих практических задач:
1. экспресс-диагностика личности в целях выбора дальнейшего метода психотерапевтического воздействия, который будет наиболее эффективным с данным человеком, а также определение основной проблемной зоны клиента, которая будет являться отражением нарушения баланса и неадаптивным развитием защитных механизмов личности;
2. психологическая профилактика и предупреждение развития определенных «личностных» нарушений и проблем, так, при своевременной диагностики в почерке тенденции к развитию определенных невротических механизмов защиты можно предпринять определенные меры предупреждения их развития. Так, предупредить развитие проблемы гораздо легче, чем ее «устранить».
При этом исследование данной проблемы позволит собрать воедино как практическую диагностику, так и практику психологической коррекции и психотерапии, которые в настоящее время имеют тенденцию к расхождению и обособлению друг от друга. Хотя при этом практически каждый психотерапевт проводит свою психологическую диагностику (пусть специфическую для определенного направления психотерапии), так и любой диагност в процессе проведения психодиагностического исследования проводит некоторое психологическое консультирование клиента.
Также изучение проблемы соотношения психологических механизмов защиты личности и особенностей почерка может способствовать развитию направления графологической психотерапии. Т.е. благодаря связи психотерапевтической практики и графологии возможно более точное определение проблемной зоны клиента, а также коррекция его состояния через изменение написания ряда букв. Также развитие и изучение данной проблемы позволит более точно определить круг психологических проблем клиента, которые можно корректировать с помощью изменения почерка, а какие нет.
Таким образом, можно утверждать, что изучение проблемы соотношения защитных механизмов личности и почерка, имеет большую практическую значимость, а также является точкой соприкосновения двух важных отраслей психологии, таких как психологическая диагностика (в частности, экспресс-диагностика)и психотерапия.




Назад На главную



Hosted by uCoz