История 2. Графологическая супервизия. Тема: Работа с сопротивлением – попытка вступить в сговор с консультантом и манипуляция.

Эта сессия проходила в одной учебной группе по графологическому консультированию. Я выполняла функцию супервизора. К слову супервизором я была у достаточно известного специалиста-графолога, который изначально считался человеком непогрешимым и не ошибающимся, т.к. он был самым профессиональным из всех присутствующих. В этом и состояла проблема супервизирования. Для терапевта (или консультанта), а также для всей группы важно, чтобы были видны не только достоинства, но и недостатки, ошибки, помарки, просто какие-то неточности. Нужно уметь видеть и мастерские ходы, психотерапевтические находки, и мельчайшие недоработки. Ведь если один раз эта недоработка не сыграла своей роли, то в следующий - она может стать решающей.
Итак, терапевт – достаточно известный графолог, а клиент – обучающийся в группе. Суть проблемы, заявленной клиентом – у меня проблемы с гражданской женой (правильнее, конечно, писать сожительницей), она меня постоянно ревнует, предъявляет претензии и т.п. На протяжении всей сессии (30 минут) терапевт пытался выяснить то, что же хочет клиент, а клиент активно сопротивлялся. Приведу примеры того, как клиент сопротивлялся, и как психотерапевт мастерски выходил из ситуации, а также мои комментарии и другие возможные способы действий:

1. К. : Я-то хороший,
Т. Данное высказывание клиента проигнорировал
Комм.: терапевт, соответственно, не поддался на уловку и не ввязался в психологическую игру с клиентом. Другие варианты: можно задавать вопросы типа: «А кто плохой?», «А что в вас хорошего?», «Вам важно быть хорошим?», «А хороший, значит, какой?» и т.п. в зависимости от типа клиента (от особенностей его личности).

2. К.: Она ведет себя со мной как будто я мальчик.
Т.: Вы считаете, что вы мальчик?
Комм.: парадоксальный вопрос, который, по сути, является, что называется, в яблочко – то, что мы приписываем как мысли другому человеку, на самом деле исходит от нас, но мы склонны переносить нежелательные нам мысли, чувства и т.п. на других (механизм проекции). Другой вариант: спросить, как именно она себя ведет (пусть клиент максимально подробно опишет то поведение партнерши ,которое ему не нравиться).

3. К.: Я знаю, что все равно будет истерика.
Т. Не отреагировал.
Комм.: реакция терапевта скорее ошибочна, т.к. здесь налицо явное слияние клиента с другим человеком – происходит как бы чтение мыслей другого человека. Но самое главное, таким образом, клиент снимает с себя ответственность, оправдывает то, что он ничего не делает – «Я же знаю, чтобы я ни сделал все равно…». И последовавшие за этим слова клиента: «Проще ничего не делать», как раз подтверждают этот факт.

4. К.:«Я рад, что я консультируюсь с мужчиной, он меня понимает, как никто» и «Вы же меня понимаете»
Т. Деликатно промолчал в обоих случаях.
Комм.: идеальная реакция на попытку сыграть в игру «Профессор вы великолепны» и вступить с терапевтом в сговор, любая другая реакция (задавание вопросов и т.п.) явилось бы запуском игры и клиент «ушел» бы от проблемы).

5. К. и Т. сидят строго напротив друг друга. При этом изначально они сидели под углом 45 град., но когда было необходимо получить образец текста, они сели за стол лицом к лицу.
Комм.: такая поза считается гештальтистской, она позволяет сделать следующее: не дает клиенту возможности «увильнуть», ему приходится смотреть в глаза, «нет возможности уйти от ответа», некое доминирование терапевта, контроль всего процесса терапии. Такая поза весьма удачна, когда идет противоборство, мощное сопротивление со стороны клиента, т.к. если проявить излишнюю мягкость, то она будет оценена как слабость и клиент так и продолжит манипулировать терапевтом.


Несмотря на блестящие ходы терапевта, можно все-таки отметить и ряд моментов, которые в собственной работе повторять я бы не рекомендовала, т.к. они вызывают сопротивление со стороны клиента:

1. Использование слова «проблема» - частый бич не только начинающих терапевтов, но и, как оказалось, опытных Мастеров, - вызывает у клиента обилие негативных чувств и он просто не может консутруктивно мыслить и размышлять о проблеме. Лучше использовать слова типа: трудности, затруднения, ситуация и т.п.

2. Фраза «Основная проблема заключается именно в вас» также весьма специфична. Понятно, что так, скорее всего, дела обстоят на самом деле, но вряд ли человек хочет такое слышать. Собственно говоря, он это и сам понимает (раз пришел к терапевту), но вот слышать это еще раз ему совсем не хочется.

3. И, наконец, еще одна неточность. Терапевт, к сожалению, редко буквально повторял фразы клиента, пересказывая их своими словами, а в случаях сопротивления лучше все-таки «возвращать» клиенту его слова буквально, так у него будет меньше шансов «улизнуть».

Таким образом, сессия оказалась весьма показательной в рамках обучения работы с сопротивлением и манипуляцией со стороны клиента.

Назад На главную



Hosted by uCoz